Новости

От Смоленской площади до Сивцева Вражка: 4 парадных фасада

За 100 лет арбатские переулки радикально изменили свой облик — “из переулков старинных” стали исчезать “домики старой Москвы”, как писала Марина Цветаева. Парадные фасады, выходящие на Смоленскую площадь, хранят горделивые классицистические черты XVIII века, а многоэтажные доходные дома начала XX века так и настраивают на подсчет: а какой доход имели их владельцы с аренды?

Смоленский бул., д. 26

Иллюстрация: Нина Кузьмина

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой. В 1879 году на этом фундаменте был выстроен новый особняк, возведенный для чаеторговца К.С. Попова по проекту А.И. Резанова, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома и его интерьеры были решены в стиле неогрек: помпейская гостиная, русская столовая, зал в стиле ампир… Однако в 1894 году особняк вновь перестроили. Архитектор В.А. Мазырин проектировал здание для нового владельца — фабриканта М.А. Морозова.

Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединен с небольшими двухэтажными флигелями. Ордерный декор веранды стилизует мотивы греческой классики. Интерьеры представляют собой сплав различных стилей и культур. Египетскую парадную с таинственными знаками на стенах охраняют сфинксы, а прежде здесь находился самый настоящий саркофаг с мумией. В рассказе К.А. Коровина “Похороны мумии” описывается, как компания во главе с Морозовым решила вскрыть его. “Зачем же у вас в доме покойник?” — спросил он (профессор Г.А. Захарьин) у хозяина дома. “Какой покойник?” — перепугался Морозов. “А мумия?” — не успокаивался Захарьин, и приказал он мумию убрать”. По сюжету мумию похоронили, на самом же деле саркофаг вместе с содержимым был передан в 1896 году в дар Румянцевскому музею. Восточные узоры в гостиной сравнимы с лучшими образцами арабского декоративного искусства. Помещение бывшего зимнего сада было приспособлено для размещения обширной живописной коллекции Морозова.

В особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома.

После смерти владельца особняк перешел к его вдове — Маргарите Кирилловне. При ней в усадьбе собирался кружок московской интеллигенции. Здесь бывали композитор А. Скрябин, певец Л. Собинов, поэт А. Белый. В начале XX века особняком владели фабриканты Ушковы, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе был райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь находится банк.

Смоленская-Сенная пл., д. 30

Иллюстрация: Нина Кузьмина

В середине XVIII века владение принадлежало Н.М. Желябужскому. При нем и был отстроен главный дом. Он показан, в частности, на плане Москвы 1775 года. В 1794-м обширную усадьбу приобрела Н.И. Несвицкая. Она перестроила старое здание, поменяла декор фасадов с барочного на классицистический. В центре главного фасада появился портик из четырех пар коринфских колонн, увенчанный роскошным фронтоном. Авторство проекта приписывается зодчему М.Ф. Казакову.

К началу XIX века владение представляло собой типичную городскую усадьбу. Во время пожара 1812 года здание горело, но было восстановлено.

Значительным переделкам усадьба подверглась уже во второй половине XIX века. В 1864 году на средства купца Рукавишникова здесь открылся первый в Москве приют для малолетних правонарушителей. Через девять лет указом императора Александра II ему было присвоено имя основателя.

В 1879 году усадьбу перестроили по проекту архитектора А.Л. Обера, пристроив к зданию со стороны сада домовую церковь в русско-византийском стиле. Несколько позже изменилась и вся композиция архитектурного ансамбля: со стороны Смоленского бульвара на месте парадного двора вырос новый корпус, заслонивший часть главного дома.

В 1920 году приют закрыли, а здание приспособили под коммунальные квартиры, при этом на главном фасаде пробив дополнительные окна, что исказило внешний облик. В послевоенные годы здание отреставрировали. Сейчас в нем располагаются коммерческие организации.

Смоленский бул., д. 32

Иллюстрация: Нина Кузьмина

373732862

Министерство иностранных дел — одно из семи высотных зданий начала 1950-х годов. Авторы проекта — архитекторы М.А. Минкус и В.Г. Гельфрейх.

Первые эскизы были созданы ими в 1946 году. Рассматривалось несколько вариантов разной этажности здания. От правого, южного крыла должен был начинаться новый проспект Смоленская площадь — Дворец Советов шириной 42 м. Его предполагали пробить прямо через переулки и кварталы между Пречистенкой и Сивцевым Вражком. Арбат, по замыслу, должен был превратиться в улицу шириной 33 м.

20 января 1949 года был одобрен технический проект, в апреле его авторов наградили Сталинской премией I степени. Ширина фасада нового дома по Смоленской площади была принята в 160 м, высота центральной части — 27 этажей, крыльев — по 15, боковых корпусов — шесть этажей. Цоколь и нижние части стен МИДа облицованы красным гранитом карлахти, порталы входа с площади выполнены из серого гранита коростышево и корабчеевского известняка, основной объем облицован керамическими блоками.

Здание сдано в эксплуатацию летом 1953 года, позже была достроена дальняя часть правого корпуса.

Проект не предусматривал завершения в виде шпиля. Вместо него авторы планировали поставить ряд сложных зубцов с обелисками по углам. Существует легенда, объясняющая появление шпиля. Якобы когда стройка находилась на завершающем этапе, мимо нее проезжал Сталин. Глядя на строительство, он заметил, что для русской архитектуры характерны остроконечные завершения. Немедленно был выполнен проект шпиля, который сделали из металла, окрашенного под цвет здания.

Ул. Арбат, д. 55/32

Иллюстрация: Нина Кузьмина

В основе нынешнего дома на углу Арбата и Денежного переулка — усадебный дом, построенный еще до пожара 1812 года. В конце 1870-х годов он был перестроен по проекту архитектора М.А. Арсеньева. Именно здесь, в квартире 7, в 1880 году в семье профессора математики Николая Бугаева родился Борис, прославившийся впоследствии как Андрей Белый — поэт, писатель, критик, одна из ярких фигур русского символизма.

В советские годы дом надстроили четвертым этажом, башенка исчезла, но мемориальная квартира поэта сохранилась.

Отец будущего поэта был заметной фигурой в тогдашней Москве — он увлекался не только математикой, но и философией, психологией, историей, сочинял шуточные стихи и даже написал либретто оперы “Будда”. В его квартире часто собирались профессора Московского университета, бывали здесь писатель Лев Толстой и композитор Сергей Танеев. Соседом Бугаевых был Михаил Соловьев, брат философа Владимира Соловьева. Именно у Соловьевых Борису Бугаеву придумали звучный псевдоним — Андрей Белый. Начинающий поэт учился тогда на физико-математическом факультете, но все больше увлекался литературой, поэзией, философией; ближе всех ему были символисты с их эстетикой и особым отношением к искусству.

Знакомство с Брюсовым и Соловьевым, идеологами русского символизма, оказало на него сильное влияние. В 1903 году на квартире у Белого возник литературный кружок “Аргонавты” — “единственные московские символисты среди декадентов”, как они сами себя называли. Каждое воскресенье у поэта собирались многочисленные гости, среди них поэты К. Бальмонт, М. Волошин, В. Брюсов, В. Иванов, Ю. Балтрушайтис, художник В. Борисов-Мусатов, философ П. Флоренский и многие другие. Здесь в 1904 году состоялось знакомство Белого с А. Блоком.

В 1906-м поэт уехал из квартиры, в которой потом сменилось много жильцов. В 2000 году здесь открыли мемориальный музей Андрея Белого.

Маша ЗВЕРОВИЧ

Источник: inmsk.ru