Безопасность, Депутаты, Новости, Транспорт

“Медленные зоны” в Хамовниках

Жители МО Хамовники часто жалуются на случаи наезда на пешеходов, столкновения и причинение вреда здоровью и ущерба имуществу электротранспортными средствами (электросамокаты, электровелосипеды, электроскутеры), прежде всего, прокатных и служб доставки, на территории муниципального округа Хамовники. В марте 2022 года депутат Антон Алифанов составил и внёс в повестку заседания проект решения по этому вопросу, а Совет депутатов принял решение “Об обеспечении безопасности использования электротранспорта на территории муниципального округа Хамовники”. Было решено обратиться в Департамент транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы с предложениями, совместно с Управлением ГИБДД МВД РФ по Москве и участниками рынка проката и доставки, рассмотреть возможность на законодательном уровне ввести запрет на движение электротранспортных средств (в том числе, мощностью менее 4 кВт и скоростью менее 50 км/ч) по тротуарам, в жилой и в пешеходной зоне, а также на законодательном уровне ввести административную ответственность за нарушение указанного запрета и на законодательном уровне ввести требование и обеспечить его техническую реализацию по ограничению максимальной скорости электротранспортных средств 20 км/ч (с её автоматическим снижением до 5 км/ч в случае запрещённого движения по тротуарам, в жилой и в пешеходной зоне).

В ответе, полученном от ООО “Локалкитчен” (Кухня на районе), сообщается, что курьерам направляются уведомления о необходимости соблюдать ПДД и правила использования электротранспорта, а также регулярно проводятся инструктажи и профилактические беседы. Компании кикшеринга ООО “Юрентбайк.ру” (URent) и ООО “ВУШ” (Whoosh) сообщили, что открыты для обсуждения вопросов обеспечения общественной безопасности и допускают введение скоростных и иных ограничений на отдельных участках МО Хамовники, готовы рассматривать конкретные предложения, направленные на обеспечение безопасности при использовании электросамокатов в МО Хамовники. При этом считают маловероятным исключение из зон использования пешеходных тротуаров.

В апреле 2022 года в ходе совещания в формате видео-конференц-связи представитель Дептранса сообщил Антону Алифанову, что департамент по факту регулирует и контролирует только один из сегментов рынка средств индивидуальной мобильности (СИМ) – кикшеринг (систему краткосрочной аренды электросамокатов), при этом два других сегмента (транспорт служб доставки и частный электротранспорт) ему не подконтрольны. И хоть прямого контроля служб доставки у ДТиРДТИ нет, но с ними ведётся диалог, который должен привести к контролируемости и этого сегмента СИМ, в частности, планируется ввести технические требования к транспорту служб доставки – ограничение максимальной скорости, автоматическое снижение скорости в “медленных зонах”, оборудование СИМов номерами. Но частный электротранспорт сейчас абсолютно вне контроля Дептранса, и, по их мнению, это неверно. Поэтому сейчас Москва силами профильного департамента активно участвует в разработке и продвижении новой редакции федеральных правил дорожного движения, которая включает электротранспорт как иное, не механическое транспортное средство, наряду с велосипедом, что позволит привлекать нарушителя к имущественной, административной, уголовной ответственности за нарушение правил.

Сейчас наибольший успех достигнут в сфере кикшеринга – внедрены единые правила и технические требования, в том числе такие как:

  • ограничение максимальной скорости в 25 км/ч;
  • зоны автоматического замедления скорости до 5-15 км/ч (так называемые “медленные зоны”);
  • оснащение СИМов номерами;
  • при скачивании мобильного приложения оператора кикшеринга, введения данных и привязки банковской карты, доступ к прокату даётся только людям старше 18 лет.

Однако в Департаменте транспорта не считают целесообразным ограничивать мощность СИМов, как предлагал Совет депутатов МО Хамовники в решении от 17 марта 2022 года, поскольку это не позволит использовать электросамокаты людям с весом свыше 100 кг (в этом случае самокат просто не поедет), вместо этого Дептранс идёт по пути технического ограничения скорости. Также сотрудник ДТиРДТИ сообщил на совещании, что на данный момент департамент против полного запрета на движение СИМов по тротуарам и дворовым территориям, поскольку есть неточность в GPS/ГЛОНАСС-настройках и по причине отсутствия инфраструктуры для СИМов на улицах. Но вместо этого предлагается закрепить в ПДД ограничение скорости 5 км/ч в этих местах (жилая зона), приоритет пешеходов и обязанность спешиваться в пешеходном потоке. В планах Департамента транспорта есть запуск обучающих роликов в публичных местах по преимуществам, правилам пользования, опасностям при использовании СИМ, а также расстановка инструкторов в местах скопления электросамокатов. Сейчас Дептранс совместно с префектурами и управами проводит анализ, где вводить “медленные зоны”, а также просит сообщать им о проблемах и очагах аварийности, а также вносить в органы исполнительной власти предложения по введению “медленных зон”.

Схема зон медленного передвижения на электросамокатах в МО Хамовники, где скорость ограничена до 5-15 км/ч

После введения новой “медленной зоны” в детском парке “Усадьба Трубецких в Хамовниках”, о чём Дептранс сообщил 30 июля, всего в районе Хамовники стало 4 “медленных зоны” – это территории, на которых благодаря технологии Geofencing автоматически снижается скорость СИМов до 5-15 километров в час в парках и на наиболее загруженных улицах. Но коренные жители района вспоминают те ещё недавние времена, когда в детском парке “Усадьба Трубецких в Хамовниках” было запрещено использование всех велосипедов и самокатов (за исключением детских для малышей), и тогда парк полностью отвечал своему названию, полученному в 1936 году, когда парк был преобразован в первый в Москве детский парк, и был в полной мере детским – там можно было отпустить бегать малышей по тропинкам и дорожкам, не опасаясь, что их собьют на СИМах – механических или, как сейчас, электротранспорте.