Новости

Местное самоуправление: реформа продолжается

В понедельник, 3 марта, гостями «Вечерней Москвы» вновь станут муниципальные депутаты разных районов города. В прямом эфире они расскажут о вопросах, над которыми работают вместе с жителями.

Это и сохранение исторического наследия, и выявление точек незаконной торговли, и новые полномочия, которые получили муниципальные депутаты (речь идет о согласовании так называемого компенсационного озеленения – поправки в закон были приняты Мосгордумой на заседании от 26 февраля – прим.ред).

Сегодня, и это отнюдь не громкие слова, ни одно решение мало-мальски значимого вопроса в городе не обходится без участия муниципальных депутатов.По мнению председателя Мосгордумы Владимира Платонова, развитие системы местного самоуправления стало важным этапом столичного законотворчества.

– Многое было пройдено на этом пути, – подчеркнул он на заседании научно-практической конференции «Московское законодательство – первые 20 лет».

– Было время, когда город делился «на зоны», и в каждой устанавливались «свои» законы. Наша задача была – сохранить городское хозяйство как единое целое. Сейчас опыт организации местного самоуправления в Москве уникален, потому что в городе находится несколько видов организации местного самоуправления. И эта система работает. Скажу больше – присоединив новые территории с уже сложившейся системой местного самоуправления, мы переделали свою, исходя из того опыта, который там сложился.

До 2012 года большая часть полномочий по управлению в районе была сосредоточена в управах. Однако в мае 2012 года ситуация начала меняться. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что полномочия муниципальных образований города будут существенно расширены.

– Ответственность за ситуацию в районе теперь будет делиться между управами и местным самоуправлением 50 на 50, – сказал тогда градоначальник.

И с 1 августа 2012 года, согласно городскому закону №39, муниципальные депутаты получили право согласовывать и контролировать ремонтные работы в многоквартирных домах и во дворах, согласовывать выбор участков под гаражи, объекты капитального строительства, храмы, нестационарные торговые объекты и сезонные кафе. Причем новые полномочия получили именно депутаты «старой» Москвы – народные избранники присоединенных территорий этими полномочиями уже обладали. Таким образом, системы местного самоуправления в городе были синхронизированы.

Важно и то, что решение муниципальных депутатов – это не рекомендация для администрации района, а подчас прямое руководство.

– Депутаты участвуют в мониторинге, открытии и закрытии объектов – без подписи депутата объект не может быть, например, закрыт, – рассказывает председатель Совета муниципальных образований Москвы Алексей Шапошников. – Депутаты также утверждают строительство объектов шаговой доступности. Если они посчитают, что такой объект не нужен, их решение будет окончательным. Более того, муниципальные депутаты могут выразить недоверие главе управы, и тогда мэр столицы должен принять решение о снятии или не снятии с должности такого главы управы.

Здесь можно вспомнить и о так называемом «муниципальном фильтре», который был использован впервые при выборах мэра Москвы минувшим летом. Тогда для регистрации кандидата необходима была поддержка не меньше 110 муниципальных депутатов из 110 муниципальных образований столицы. Ряд экспертов сходились во мнении, что этот фильтр позволяет отсеивать кандидатов, не знакомых с жизнью города, не знающих его проблем.

На сегодняшний день в столице 146 муниципальных образований, из них 125 – в районах столицы, 2 – в городских округах Троицке и Щербинке, 19 – в сельских поселениях. И вся эта разнообразная система позволяет все время развивать и совершенствовать механизмы управления городом.

Диалог, который постоянно ведут жители, муниципальные депутаты и власти столицы давно уже вышел за пределы кабинетов чиновников. Каждый понедельник в телевизионном эфире «ВМ» смотрите программу «Монитор», где при участии муниципальных депутатов обсуждаются самые злободневные вопросы городской жизни.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Шапошников, председатель Совета муниципальных образований Москвы:

– Если сравнивать соотношение жителей города на одного депутата, то в столице на одного муниципального депутата приходится 6 630 жителей. Это гораздо больше, чем в других городах-миллионниках, где на одного депутата приходится более 30 тысяч жителей. То есть, муниципальные депутаты столицы гораздо доступнее жителям, чем депутаты других городов. Все, что происходит в Москве с местным самоуправлением сегодня, – это действительно во многом новация. Так что столица действительно становится «законодательницей мод» в местном самоуправлении. Что же касается моментов, которые надо прорабатывать, то они, безусловно, есть, именно поэтому реформа местного самоуправления в столице будет продолжаться.

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем:

– Система самоуправления в Москве уникальна не только потому, что она хорошо организована, но и потому, что Москва – уникальный город. Столичное самоуправление отличается от регионального тем, что у столицы есть на это средства. Многие города нашей страны попытались было создать что-то подобное, но не у всех экономическая база к этому готова. Но здесь можно иметь возможности и не пользоваться ими – в этом плане Москва – молодец, она сумела ими воспользоваться и создать реально действующую систему. Сумели создать муниципальные советы, которые реально влияют на решение социальных проблем. И реально контролирует их выполнение. Это радует. Кроме того, уникальность даже – в самом наличии системности. Существует система учебы, взаимодействия депутатов друг с другом, с начальством – люди этому учатся. И вот это от выделяемых средств не зависит, здесь именно работа городской власти.

Источник: amom.mos.ru