Герои Родины, жители района Хамовники

Миронова и Менакер

Мария Владимировна Миронова
( 07.01.1911 года – 12.11.1997 года )
…Александр Семенович долго и сильно болел. Больше всего его волновало, что же будет с Марией Владимировной: Если меня не будет, Маша пропадет. Он попросил меня, что, если что-то случится, я должен уговорить Андрея стать партнером Марии Владимировны. Они вместе с Андреем много ездили с концертами, но потом умер и Андрей… Мироновой пришлось много вынести, меня всегда поражало, насколько она организованна и собранна. Все говорят о ней как о железной женщине, которая никогда не плачет, а она мне как-то призналась: А кто знает, плачу я или нет? Об этом знаю только я…
(Борис ПОЮРОВСКИЙ, театральный критик )

 

Несравненная Мария, она же Капа, она же Дуся, она же Клава, она же Марочка…

МИРОНОВА И МЕНАКЕР

Миронова и Менакер – российские эстрадные артисты. Миронова Мария Владимировна (год рождения – 1911), народная артистка СССР (1991 г.). На эстраде с 1927 года. Менакер Александр Семенович (1913-82 года), заслуженный артист России (1978 г.). На эстраде с 1930 года. Выступали вместе в 1948-82. Спектакли: “Дела семейные”, “Кляксы”, “Мужчина и женщины”, “Номер в отеле”. С 1990 Миронова в Московском театре-студии под руководством О. Табакова (Козицкая в “Учителе русского” А. М. Буравского)

За долгие годы работы на эстраде, с 1927 года, М.В.Миронова, актриса яркого дарования, создала множество остро сатирических и комедийных образов. Более ста записей эстрадных миниатюр, интермедий, спектаклей с участием М.В.Мироновой хранится в коллекции радиофонда. Первые записи на радио были сделаны в 1947 году: актриса исполнила “Сцену на пароходе” в содружестве с Л.Утесовым и В.Володиным, а также “Песню о метро” А.Островского. С 1948 года М.В.Миронова выступает с А.С.Менакером. В нашей коллекции есть запись сцены из Новогоднего концерта-обозрения 1950 года с участием М.Мироновой и А.Менакера. В последующие годы блистательный дуэт артистов записали на радио множество эстрадных миниатюр и интермедий таких известных авторов, как М.Зощенко, М.Ардов, Л.Ленч, В.Поляков, Б.Ласкин, А.Арканов, Г.Горин, В.Дыховичный, М.Слободской. В радиокомпозиции “Мемуары” (из коллекции радиофонда, запись 1980 года) М.Миронова и А.Менакер рассказывают о своем творчестве, своих авторах, исполняют миниатюры В.Полякова, Я.Зискинда, Г.Горина, А.Арканова.

В записи выступления М.Мироновой, приуроченного к 80-летию со дня рождения, актриса делится своими размышлениями о жизни, о сцене, вспоминает прошлое – семью, друзей, коллег. В записи интервью, сделанном в том же, 1991 году, М.Миронова рассказывает о своем сыне – Андрее Миронове. О чувстве пустоты, возникшем в ее душе после смерти мужа и сына. О том, что приглашение О.Табакова в свой театр спасло ее от одиночества. В радиокомпозиции “Встреча с Марией Мироновой”, запись 1996 года, М.В.Миронова вспоминает о своих современниках С.Гейченко, Ф.Раневской, Е.Вахтангове, Ч.Чаплине. В программу также включены: фрагмент спектакля с участием М.Мироновой и А.Менакера, песня “Мама” в исполнении Андрея Миронова, рассказ А.Чехова “Случай с классикой” в исполнении М.Мироновой. Мы также располагаем следующими записями эстрадных спектаклей с участием М.Мироновой и А.Менакера: “Дела семейные” В.Масса, М.Червинского, В.Полякова, Б Ласкина, запись 1955 года; “Вечер неожиданностей” одноактная пьеса Л.Савельева, запись 1956 года. В ролях: М.Миронова, В.Лепко, А.Менакер; “Актриса” одноактная пьеса А.Лихачева, запись 1956 года. В ролях: М.Миронова, А.Менакер, Б.Толмазов; “Вот идет пароход” Б.Ласкина, В.Дыховичного, М.Слободского, запись 1972 года. В спектакле заняты М.Миронова, А.Менакер, Л.Миров, М.Новицкий.

Менакер Александр Семенович
Родился 12 сентября 1913 года в Москве.
В 1929 году поступил на актерское отделение 1-й художественной студии при Большом драматическом театре, в 1930 году перешел на режиссёрский факультет Института сценического искусства. С 1932 года работал в Государственном объединении музыки, эстрады и цирка и в Ленгорэстраде, исполняя музыкальные пародии и фельетоны.
С 1933 года – в Ленинградском мюзик-холле, с 1934 года актер, режиссёр, с 1935 года художественный руководитель в Джаз-театре Всеукраинского Дома Красной Армии в Харькове. В 1936-38 гг. – в Ленинградском мюзик-холле. В 1939 году – в Московском театре эстрады и миниатюр, где впервые выступил с М.В.Мироновой с музыкальными юморесками.
В 1942 году был постановщиком антифашиситской Программы “Вот и хорошо!”, автором и исполнителем музыкального фельетона “Молитесь за него!”. Один из режиссёров программы “Москвичи-земляки” (1942).
В 1948году, после закрытия театра, Менакер и Миронова начали выступать самостоятельно.
Среди их первых совместных работ: “Московские встречи”, “Знакомые портреты”.

Менакер и Миронова участвовали в программе театра “Эрмитаж” “Вот идет пароход” (1954). С 1954 года Менакер и Миронова – в Московском театре эстрады до его закрытия. В эти годы Театр двух актеров – Мироновой и Менакера (директор и художественный руководитель) выпустил спектакль “Говорящие письма”, обозрение “В нашем доме” (главным образом на тексты Ласкина), спектакль “Дела семейные” (1954), основой которого стала пьеса Ласкина “Слушается дело о разводе”.

Заслуженный артист РСФСР (1978).
Ушел из жизни 6 марта 1982 года. Больное сердце, два инфаркта… Умер внезапно – остановилось сердце.

Нас познакомил директор Дома актера Александр Моисеевич Эскин. Александр Семенович Менакер и Мария Владимировна Миронова заглянули к нему в кабинет, чтобы условиться о просмотре своего нового спектакля. Узнав от Эскина, что я затеял организацию жилищно-строительного кооператива при ВТО, Менакер живо заинтересовался. В ту пору подобные начинания были большой редкостью. Квартира, в которой с 1940 года жили Миронова и Менакер, находилась на Петровке, 22, где нижние этажи занимал райисполком. (Теперь все это здание передано Московской городской думе). Райисполком постоянно расширялся, жильцы отселялись по новым адресам, и рано или поздно подобная участь ожидала и знаменитых артистов. Мы условились, что как только наши кооперативные планы начнут превращаться в реальность, я немедленно дам об этом знать. Прошло несколько лет, прежде чем я смог сдержать обещание. Я позвонил Менакеру, пришел к нему в гости, он тут же сочинил заявление в правление ЖСК. Покончив с формальностями, он расслабился и стал рассказывать смешные истории – рассказчик Менакер был замечательный. И не заметил, как за его спиной из соседней комнаты появился круглолицый мальчик лет 11 – 12. До поры он молча слушал разговоры взрослых, но в какой-то момент не выдержал и громко расхохотался. Менакер тут же резко повернулся и грозно спросил у ребенка: «Ты забыл, что получил сегодня по арифметике? Сейчас же иди и решай задачи, я все потом проверю!» Бедный Андрюша, которого я тогда увидел впервые, был ужасно смущен. Он не мог забыть этот эпизод до конца жизни и в минуты особого расположения спрашивал у меня, не пора ли ему идти делать уроки.
Ялтинские денечки
…С начала 60-х годов мы постоянно отдыхали в Ялте в Доме творчества ВТО «Актер». Обычно это происходило в сентябре. Миронова и Менакер приезжали в Крым не только отдыхать, но и работать. Здесь они репетировали новые спектакли с режиссером Борисом Александровичем Львовым-Анохиным.
Поскольку в клубе было душно, репетировали в дневные часы, пока все жарились на пляже, на открытой террасе второго этажа главного корпуса.
Замечательный ленинградский актер и режиссер Игорь Владимиров однажды нарушил творческую идиллию. Он отловил несколько кошек – несметное их число обитало на территории нашего дома, – поместил в авоську, привязал к ней веревку, дождался на террасе третьего этажа кульминационного, с его точки зрения, момента репетиции и спустил авоську с орущими кошками на террасу второго этажа. Можете вообразить, какой монолог произнесла Мария Владимировна, прежде чем догадалась, чьих это рук дело.
В сентябре почти ежегодно в Летнем театре устраивались представления «Мы из кино»: в течение вечера нам живьем показывали кумиров прошлых лет, давно уже не появляющихся на экране. Однажды мы большой группой отправились на это представление. Мест в зале не оказалось, и нас с трудом разместили в оркестровой яме, под самым носом у растерявшихся артистов, которые никак не были готовы к встрече со своими коллегами.
… Из-за ветхости пленки с трудом догадываюсь, что нам показывают знаменитый протазановский фильм «Бесприданница». А в это время в полной темноте на сцену выходит исполнительница главной роли Нина Алисова. Как только гаснет экран и сцену заливает яркий концертный свет, в зале вспыхивают аплодисменты, свидетельствующие о том, что Алисову помнят и любят. И вот уже гитарист перебирает струны, а актриса начинает монолог цыганки Тани из вересаевской повести о Пушкине. Она рассказывает, как однажды поэт, будучи в Бессарабии, слушал ее пение. С первых минут в зале устанавливается гробовая тишина, зрители как завороженные ловят каждое слово Нины Ульяновны.
Я сижу рядом с Мироновой и замечаю, что у нее по щеке скатывается слеза, хотя человек она отнюдь не сентиментальный. Осторожно интересуюсь: что именно так ее растрогало?
– Публика, – отвечает Мария Владимировна. – Она слушала актрису в полной уверенности, что Алисова и есть та самая цыганка Таня, пленившая когда-то Александра Сергеевича…

Ее Хиросима


К уже существовавшему театру двух актеров – Мироновой и Менакера – со временем добавился театр третьего, Андрея

Менакер тяжело и долго болел. Врачи не советовали ему продолжать выступления, но Александр Семенович не сдавался. Он говорил:
– Я не могу подводить Машу, другого партнера она не пригласит, а ей для поддержания формы необходимо выходить на сцену!
Незадолго до своей кончины он сказал мне:
– Обещайте, если со мной что случится, обязательно переговорить с Андрюшей, чтобы он занял мать в своих творческих вечерах. Помните, у нас в репертуаре была миниатюра Яши Зискинда «Сыночек»? Сам бог велел им встретиться на сцене в этой вещи!

Он умер 6 марта 1982 года на 69-м году жизни. Андрея в Москве не оказалось, накануне он уехал на один день в Горький и вернулся 7-го. Мария Владимировна не захотела, чтобы кто-то остался у нее ночевать:
– Все равно теперь я всегда буду одна, с этим надо смириться и сразу же привыкать…

Не без труда мне все же удалось убедить Андрея пригласить мать в свою программу. Миниатюра Я. Зискинда «Сыночек», слегка подправленная, вернулась на сцену и имела, кстати, не меньший успех, чем прежде. Мария Владимировна относилась к каждому выходу на сцену свято. Она считала, что на любой площадке надо выступать, как в Колонном зале, где она дебютировала еще в 1928 году.
Андрея филармонии рвали на части, стараясь выжать из его приезда максимум пользы. Приходилось идти им навстречу. А это означало иногда – по три сольных концерта в день на самых больших площадках при полных аншлагах! Но Мария Владимировна не роптала. Мало того, отыграв свою роль в «Сыночке», она не уходила отдыхать, а стояла в кулисах и смотрела, как работал ее обожаемый сын. А работал он как зверь: без всяких кинороликов, минусовых фонограмм, без разговоров со зрителями по душам, выкладываясь за полтора часа на все 100 процентов.

А 16 августа 1987 года не стало и Андрея. «Это моя Хиросима», – повторяла Мария Владимировна, вернувшись из Риги в Москву, и только просила всех об одном: не плакать. Войдя в квартиру, первым делом стала заводить механические часы во всех комнатах. Затем попросила оставить ее на какое-то время в спальне одну, никого туда не впускать и по телефону ни с кем не соединять. Это уже было утро 18 августа, когда весть о трагической кончине любимца публики разнеслась по всей стране. (По ТВ о смерти Андрея впервые сообщили лишь 20 августа, и то после завершения похорон.)

Но в дверь без конца звонили, да и телефон не смолкал ни на минуту. Каждый час пачками несли телеграммы. На некоторых стоял короткий адрес: «Москва, Кремль, матери Андрея Миронова». Спустя какое-то время Мария Владимировна появилась из спальни, вежливо со всеми поздоровалась и пригласила меня на минутку в кухню. Там она сказала:

– Я думаю, Андрюша жив. Я ведь его мертвым не видела. Скорее всего, это розыгрыш, скажем прямо, не слишком удачный. Я жду, что он опомнится и вот-вот появится здесь. Конечно, извинится за свою глупую выходку, скажет: «Ну, Боря, известное дело, готов поверить любому, но ты-то, мама, с твоим трезвым, аналитическим умом, как могла?» Достанет пачку «Мальборо» и закурит… Не верите? – вдруг, резко сменив интонацию и взяв меня за обе руки, спросила Мария Владимировна, глядя прямо в глаза.
В эту минуту в прихожей раздался звонок.

Мария Владимировна о сыне: «Я смотрю, хорошо он играет или плохо. Но за все годы в театре он меня ни разу ничем не огорчил»
– Ну, а вы уже решили, что я тронулась умом, – сказала Миронова и поспешила с надеждой к двери.
На пороге стоял почтальон с очередной пачкой телеграмм.

Одна

Поверить в то, что она сумеет после всех выпавших на ее долю испытаний не просто прожить еще десять лет, но накануне восьмидесятилетия вернуться на драматическую сцену, вряд ли кто-то мог. Между тем, благодаря предложению Олега Табакова, она вступила в труппу «Табакерки» и удачно сыграла там две большие роли.

По-доброму расставшись с Олегом Павловичем, который называл Марию Владимировну не иначе как «мадам», она приняла предложение Иосифа Райхельгауза и перешла в «Школу современной пьесы», где сыграла вместе с Михаилом Глузским пьесу Семена Злотникова «Уходил старик от старухи».

За несколько лет до смерти она пригласила меня и Андрюшиного школьного товарища Сашу Ушакова к нотариусу, с тем чтобы мы стали ее официальными душеприказчиками. Согласно своей последней воле, она завещала квартиру Государственному центральному театральному музею имени А.А. Бахрушина – для организации музея трех актеров: М.В. Мироновой, А.С. Менакера и А.А. Миронова.

Человек верующий, она была убеждена, что люди не исчезают бесследно, а продолжают жить до тех пор, пока сохраняется память о них и их поступках. И она не ошиблась. Все, что успели сделать эти талантливые люди, остается с нами. А когда и нас не будет, сюда, в Малый Власьевский переулок, дом № 7, недавно украшенный талантливой мемориальной композицией скульптора Александра Рукавишникова, обязательно придут следующие поколения. Придут, чтобы своими глазами увидеть гримировальный столик, за которым 25 лет готовился к выходу на сцену Андрей Миронов, и тот самый костюм Фигаро, в котором он умер в Риге, во время гастролей.
Извечная мечта многих актеров – умереть на сцене – редко сбывается. Но вот и Менакер, и Андрей Миронов не только ушли из жизни на сцене, но и на свет появились на сцене. Причем Менакер и родился и умер в одном и том же здании на улице Желябова, где когда-то был ресторан «Медведь», а теперь работает Театр эстрады. А Андрей родился между дневным и вечерним представлениями Московского театра эстрады и миниатюр, где работали его родители.

Но и Мария Владимировна не захотела умирать в своей постели. Ей предложили принять участие в шуточном театрализованном представлении по случаю 70-летия Олега Ефремова. От Дома актера руководителя Художественного театра должны были приветствовать чеховские три сестры: Ирина – Лилия Толмачева, Маша – Мария Миронова, Ольга – Ольга Яковлева.

У Марии Владимировны незадолго до юбилея Ефремова сильно подскочило давление, и врачи настоятельно рекомендовали ей постельный режим и полный покой. Она категорически возражала:
– Поймите, мне восемьдесят седьмой год! Когда мне еще раз представится возможность выйти на сцену Художественного театра в одной из лучших ролей мирового репертуара?

С утра в день представления давление зашкаливало за 200 – до того, видимо, она волновалась. Однако в назначенный час прибыла во МХАТ, вышла на сцену, ничего не напутала и имела оглушительный успех. Не помня себя, счастливая, вернулась домой, слегла – и фактически больше не вставала.

Любовь, похожая на стон: история романа Менакера и Мироновой

Александр Менакер и Мария Миронова

Недавно был составлен топ-лист знаменитых российских актёрских династий. Среди них – династия Мироновой – Менакера. А начиналось всё в 1939 г. в Ростове-на-Дону.

Родители Андрея Миронова познакомились весной 1939 года в Москве, но их бурный роман разгорелся пару месяцев спустя – на гастролях в Ростове. С тех пор они не расставались.

Небрежный экспромт

Первая встреча была мимолётной. После концерта в Московском театре миниатюр вокруг Александра Менакера (он дебютировал со своей программой) столпились артистки. На одну, с удивительно синими глазами, он бросил взгляд.
– Миронова, – небрежно произнесла она.

Артист уловил этот тон и с такой же надменной интонацией ответил: «Менакер».

Все засмеялись. Кто бы знал тогда, что на их глазах родился первый экспромт великой актёрской пары… Ему было 26 лет, ей – 29.

Шло время – их стали часто видеть вместе. Особенно удивляло то, что Менакер сопровождает артистку даже в парикмахерскую или к портнихе. Но все понимали: это творческий интерес. Не зря ведь и директор Михаил Гутман стал поговаривать о том, что «для Маши и Шуры нужно придумать совместную программу». Только сделать это он намеревался осенью, когда театр вернётся в Москву после ростовских гастролей.

Молодым людям предстояла разлука, поскольку спектакли, в которых участвовал Менакер, закрывали этот гастрольный тур. В итоге Миронова уехала раньше него…
Когда в Ростове артистка переступила порог своего гостиничного номера, её уже ждала телеграмма: «Скучаю! М».

Отвечать не стала. Но к вечеру получила ещё одну: «Как вы добрались? Волнуюсь, жду ответа».

Это был серьёзный шаг со стороны Менакера.
Миронова не подавала виду: «Всё хорошо. На спектаклях аншлаг».
Он намекал ей на личные чувства: «Страдаю, думаю только о вас. Волнуюсь».
Она переводила разговор на другую тему: «Страдаете напрасно, ваше выступление публика примет хорошо».
И лишь однажды как бы ненароком «проговорилась»: «Счастье не за горами!»
Эту телеграмму артист прочитал раз сто пятьдесят. А потом пришла ещё одна, в которой Мария Миронова абсолютно по-свойски просила о маленьком одолжении – купить перед отъездом из Москвы хорошего чаю и крем для лица. Стало ясно: это победа. Разлука их связала. Остаётся лишь приехать на гастроли.

«Взбалмошная артистка»

Вместо маленькой баночки чая и тюбика крема Александр Менакер накупил огромную корзину подарков – сыры, конфеты, печенье, вино и, конечно же, чай самых разных сортов… А для большей уверенности сшил себе модный костюм песочного цвета. «Это самый любимый Машин цвет», – написал он в своём дневнике.
Ночь в поезде не спал – ароматная корзина привлекала внимание многих пассажиров. Он боялся: не украдут ли? И, конечно, фантазировал, какое счастье эти подарки доставят его возлюбленной. Она права: счастье не за горами!

Вероятно, он увидит её уже на перроне, ведь не зря же в одной из телеграмм как бы между делом сообщил время прибытия. В 10 утра (было это 20 июля 1939 года. – Ред.) поезд подходил к ростовскому вокзалу. Жара стояла невыносимая. Но артист всё же надел свой роскошный костюм, взял корзину и, счастливый, вышел на перрон.


Андрей Миронов родился 8 марта. «Это был подарок всем женщинам», – шутила его мама Мария Миронова. На снимке: Семья Андрея Миронова – Мария Миронова, Лариса Голубкина (жена), Андрей Миронов и его родная дочь Маша. Юбилей Марии Мироновой (75 лет) в театре Эстрады.

Однако никто его не встречал.

Час спустя, получая ключи у горничной, он первым делом поинтересовался: «В каком номере живёт Маша Миронова?»
Оказалось, что их поселили на одном этаже, но в противоположных частях длинного коридора. Беспокоить возлюбленную не стал, но попросил передать ей корзину.
Он слышал, как в другом конце коридора отворилась дверь, слышал удивлённый вопрос Мироновой: «А от кого?» – и снова щелчок замка.
Сидеть на месте он не смог. Нервно ходил по номеру, приоткрывал дверь и смотрел в конец коридора – в сторону той самой двери, за которой решалась его судьба.
Тишина была мёртвой и даже пугающей.
«Могла бы и зайти ко мне! – с обидой писал в дневнике. – Ей же сказала горничная, что корзина от меня».
Через три часа наступила полная досада: «Подумаешь, какая-то Машка Миронова! – уговаривал он себя. – Взбалмошная артистка. Вертихвостка… Счастье у неё «не за горами». Да знаю я прекрасно цену этим словам…»
«Обожаю вино»

К вечеру артист мысленно расстался с ней и растоптал собственные чувства.
«Забыть всё! Ничего не было, – стенографирует он в своём дневнике. – Кто она такая!»
И в ту же секунду, надев свой драгоценный костюм, быстрой походкой направился в конец коридора.

Когда дверь отворилась, Миронова не смогла удержаться от смеха:
– Зачем вы в такую жару напялили этот скафандр!
Менакер смутился («её любимый песочный цвет»), но поинтересовался, нравятся ли ей угощения.
– Ах, это, значит, ваша корзина, – всё так же надменно сказала она. – Своё вино можете забрать, я такое не пью. Да и французский сыр чем-то пахнет. То ли дело наш московский…

Он долго бродил по городу. Его не радовали ни тёплая южная ночь, ни оркестр, бравурно звучащий в ресторане гостиницы. Что это за тон? Разлюбила? Предпочла другого? Чем-то расстроена?
Менакер решил больше не обращать на Миронову никакого внимания. Однако на следующий день после спектакля артистка стала всех зазывать к себе в номер:
– Мне вчера подарили вино! Я обожаю такое, – говорила она.

 


Мемориальная доска М.В. Мироновой и А. С. Менакеру на доме 7 в малом Власьевском переулке в Москве

Менакер наконец понял условия этой игры.
Тем же вечером они остались вдвоём и больше не расставались. Но их отношения осложнялись одним обстоятельством: Миронова была замужем за кинооператоромМихаилом Слуцким, а Менакер женат на ленинградской балерине Ирине Ласкари.

«У Мироновой новая любовь»

Утром он увидел Марию с конвертом в руках.
– Что это?
– Написала Слуцкому о разводе. А ты напиши о разводе жене.
И всё бы хорошо, но письмо своё Миронова передала через директора, который ещё до окончания гастролей возвращался в столицу. В поезде от скуки тот раскрыл конверт – и узнал сенсационную новость. А на следующий день эта новость «по секрету» ходила уже по Москве:
– Представляешь, у Мироновой новая любовь. Они расстаются со Слуцким.

Вечером телеграфисты отбивали в Ростов телеграммы от покинутого мужа, в которых искренняя благодарность за совместно прожитые годы выражалась в виде бесцеремонных упрёков и гневных угроз. Но влюблённым читать было некогда…

Дело в том, что Александр Менакер каким-то образом достал напрокат роскошный автомобиль с открытым верхом и, как в американских фильмах, увёз свою даму на природу.
Они ездили купаться, ели мороженое и фрукты, а вечерами… мечтали о совместном эстрадном номере.

Гастроли подходили к концу – до начала нового сезона было ещё далеко. Но вдруг им попалась реклама: команда советского теплохода «Антон Чехов» зазывала трудящихся в морской круиз по Азовскому и Чёрному морям.
– Давай поедем? – предложил Менакер.
– Ну ты же знаешь, я море терпеть не могу, – ответила Миронова.
Поэтому он тут же помчался за билетами – правила этой игры ему уже были знакомы…