Новости

Самая близкая к народу власть

В Москве стремительно развивается местное самоуправление. Муниципальным депутатам передаются новые полномочия, расширяются их права и обязанности. Мы подошли к подлинно народной власти на местах или это только ростки зарождающейся демократии? Об этом беседа с председателем Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы», главой муниципального округа Ростокино Алексеем Шапошниковым.

— Алексей, давайте начнем разговор с деятельности Ассоциации. Что это за орган? Чем он занимается?

— Ассоциация «Совет муниципальных образований города Москвы» — некоммерческая организация, которая существует уже более десяти лет. Она объединяет 125 муниципальных образований старой и 21 муниципальное образование новой Москвы. Круг наших задач достаточно широк. Ассоциация разрабатывает и вносит законопроекты в Московскую городскую Думу, готовит типовые регламенты по реализации полномочий органов местного самоуправления, методические рекомендации, осуществляет консультирование муниципальных служащих и депутатов, организует и проводит для них обучение. При Ассоциации созданы 4 рабочие группы, которые проводят мониторинг реализации полномочий органов местного самоуправления и готовят предложения по повышению эффективности работы депутатов.

Большой объем работы связан с реформой системы местного самоуправления столицы, которая началась в 2012 году, когда по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина был принят городской закон № 39 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы». Согласно ему, депутатам были переданы некоторые государственные полномочия.

Закон появился вовремя

В марте 2012 года в столице прошли выборы муниципальных депутатов, по итогам которых депутатский корпус обновился на 55%. В представительные органы власти пришли люди новой формации. — Что это за люди?

Это депутаты, готовые взять на себя ответственность по решению вопросов районного быта. На «землю» пришли работать неравнодушные, инициативные и перспективные люди. Конечно, на данный выбор могли повлиять только москвичи, они вовремя уловили тенденцию и отдали свой голос на выборах верно.

— Действительно, местное самоуправление развивается стремительно. Даже журналисты не успевают следить за терминами и названиями. Были советники районного собрания на местах, потом — депутаты муниципального собрания, теперь — депутаты Совета депутатов.

— Жизнь постоянно меняется, в том числе и в структурах представительной власти местного самоуправления. Однако то, о чем говорите вы, напрямую не касается развития. Структура органов местного самоуправления не изменилась, изменились названия. В связи с присоединением новых территорий они были приведены к единообразию. Представительный орган муниципального образования называется Совет депутатов. Исполнительно-распорядительный орган — администрация или аппарат Совета депутатов. Также есть глава муниципального образования, который одновременно является председателем Совета депутатов.

— Давайте вернемся к переданным государственным полномочиям…

— Если вы помните, депутаты раньше обладали очень ограниченными полномочиями. В основном они вели прием населения, участвовали в обсуждении местных вопросов, вносили предложения, которые зачастую никто не учитывал при принятии решений. То есть участие депутатов носило рекомендательный характер. С 2012 года все изменилось. Муниципальным депутатам были переданы государственные полномочия, например в сферах капитального ремонта жилых домов и благоустройства территорий.

Депутаты теперь согласовывают адресные перечни многоквартирных домов для капитального ремонта, дворовых территорий для благоустройства и установки опор освещения, планы благоустройства парков и скверов, находящихся на территории муниципального округа. Важно, что при формировании перечней учитывается мнение жителей. На эти мероприятия из бюджета города выделяется 25 млрд. рублей. И ни одна копейка не может быть потрачена без решений Советов депутатов. Но на распределении бюджетных средств история не заканчивается. Депутаты теперь входят в комиссии по открытию и приемке работ, а также участвуют в контроле работ на объектах. Без подписи муниципального депутата работы не могут быть приняты.

Еще один важный момент — с 2012 года депутаты Советов депутатов впервые могут влиять на решение кадровых вопросов. Например, они могут выразить недоверие главе управы района и инициировать перед мэром Москвы вопрос о его отставке.

Вот так зарождается народная власть на местах. А ее проводниками выступают депутаты, которые должны мыслить масштабно и современно. И в депутатском корпусе, как я уже сказал, это прослеживается. При этом профессионалы-депутаты работают не за зарплату, а на общественных началах.

— И все же в прессе были сообщения, что с прошлого года депутатам полагается некое материальное поощрение?

— Это поощрение — за выполнение государственных полномочий в рамках реализации 39-го закона. За то, что депутаты ведут прием населения, они денег не получают. Москва предлагает это поощрение, но каждый Совет депутатов сам определяет, распределять эти деньги поровну либо только тем, кто действительно работает.

Кстати, Совет муниципальных образований Москвы разработал документ, который определяет коэффициент трудового участия каждого депутата, но, повторюсь, он носит рекомендательный характер. Хотя я считаю, что распределение должно быть по результатам трудовой деятельности. Это справедливо.

— Вы упомянули, что между управой района и Советом депутатов идет постоянное взаимодействие. Расскажите об этом поподробнее.

— Конечно, ведь это улица, образно выражаясь, с двухсторонним движением. Совет депутатов предлагает, к примеру, адресный перечень выборочного капитального ремонта многоквартирных домов, специалисты управы делают расчеты и отдают их снова на утверждение депутатам. Таким образом, осуществляется контроль за работой исполнительных органов, ведь речь идет о расходовании бюджетных средств, которые на сегодняшний день находятся под контролем депутатского корпуса и общественности.

— Не думаю, что сегодня каждый москвич досконально владеет этой информацией. Как ее вообще доносить до каждого жителя?

— В каждом муниципальном округе есть сообщество неравнодушных, а есть те, кому все равно, что делается за порогом его собственной квартиры. Информацию о деятельности Советов депутатов помогают распространять журналисты. Вот и наша беседа, надеюсь, тоже станет источником такой информации.

Ассоциация «Совет муниципальных образований города Москвы» также занимается просветительской деятельностью. Если зайти на наш сайт (www.amom.ru), там есть карта муниципальных округов, где по номеру своего дома можно узнать информацию о местном депутате и задать ему все интересующие вопросы. Если открыть в рубрика торе страницу «Муниципальный контроль», ваше мнение, предложение тут же будет обработано и учтено. Любой москвич, заходя на сайт, может внести свое предложение.

Мы формируем пожелания москвичей, а для жалоб существует портал «Наш город». Такая форма работы наиболее эффективна.

— Мы говорили с вами о дороге с двухсторонним движением. А нужен ли такой порядок на уровне районов? Я имею в виду управу и Совет депутатов с аппаратом.

— Выстроенная в Москве система управления наиболее благоприятна в данный момент. Есть же правительство Москвы и Московская городская Дума. А на уровне района — Совет депутатов (представительная ветвь власти) и управа (исполнительная ветвь власти). Управа занимается реализацией принятых решений, а Совет депутатов контролирует это исполнение.

Ассоциация в этом плане работает «с колес». Появилась проблема — мы ее решаем. Если говорить о новеллах, то сейчас все заседания Советов депутатов транслируются в сети интернет. Каждый москвич может на сайте ее посмотреть, а ведь на заседании принимаются важные решения финансового характера, которые формируют все общественное пространство муниципального округа. Кстати, поправка об обязательной трансляции в интернете была принята Мосгордумой по инициативе «Совета муниципальных образований».

Да, выше я говорил о сумме в 25 млрд. руб., которую контролируют депутаты. На самом деле это еще не все. Например, по итогам 2013 года в районы поступили дополнительно более 2 млрд. руб. — эти деньги поступают напрямую в районы от аренды квартир, платных парковок и патентов. Их тоже исполнительная власть не имеет права расходовать без решений Советов депутатов.

Помимо финансового контроля, мы уже говорили и о кадровых полномочиях. В настоящее время идут отчеты руководителей МФЦ, ЦСО, ГКУ ИС, поликлиник, особоохраняемых природных территорий — то есть всех, кто вовлечен в процесс формирования нашей с вами среды. И поверьте, есть практика, когда по результатам слушаний принимались кадровые решения на уровне департаментов здравоохранения и образования.

— Как, на ваш взгляд, формируется понятие «местное самоуправление»?

— Местное самоуправление — это самая близкая к народу власть, то есть самая близкая власть для москвичей.

Источник: amom.mos.ru